Всё началось с промышленной революции XVIII–XIX веков.
Всё началось с промышленной революции XVIII–XIX веков. Государства для успешной конкуренции друг с другом, решили: чтобы быть сильнее остальных, нужно больше заводов, надо поднимать промышленность, для этого нужны рабочие руки. А где их взять, если все сидят по деревням? Вот и предложили людям сделку, от которой, казалось бы, нельзя отказаться: «Бросай свою деревню, переезжай в город, и ты получишь кратный прирост уровня жизни. У тебя будет туалет, постоянный доступ к воде, медицина, образование для детей. Да, работать придётся больше, но зато работа будет легче в физическом плане (ну, почти всегда).» Звучит как great deal, не так ли?
Но, как всегда, дьявол кроется в деталях. Взамен ты отказываешься от свободы, от качественной еды, от детей, которых ты продаёшь за комфорт. Ты получаешь стресс, начальников, испорченную экологию и здоровье, которое к сорока годам начинает сыпаться.
Государства, конечно, были заинтересованы в этой сделке. Городской человек — это винтик в машине, который крутится быстрее, производит больше и проще управляется. Деревенский житель — всё таки может приносить пользу для государства, но эта польза теперь исчезающе мала. Кому нужны такие в эпоху индустриализации? Вот и началась пропаганда. Городской рабочий стал героем плакатов, а деревенский житель — объектом насмешек. «Колхозник», «Деревенщина» — сделали ругательными словоми.
Стоит отметить, что иногда, когда желающих переехать становилось слишком много, пропаганда даже разворачивается на 180 градусов. Начинали вспоминать о преимуществах деревенской жизни, о свежем воздухе и натуральных продуктах. А иногда и вовсе вводили запреты на переезд. Но это, конечно, временные меры. Общий тренд был ясен: надо перегнать как можно больше людей из деревни в город.
После того как людей согнали в города, наступает этап «прикормки». Людям дают то, что обещали: квартиры, доступ к дешёвой еде, медицине, образованию. Всё выглядит так, будто сделка честно выполняется со стороны государств. Всё это длится примерно до 1990–2020 годов. Но потом ловушка захлопывается. Ты вдруг понимаешь, что на свою квартиру тебе заработать нереально, что дешёвая еда — это не еда, а суррогат, везде чувствуется привкус химии, и ты думаешь: «Это я старею или еда действительно с каждым годом становится всё хуже и хуже?» Образование мало чем поможет тебе в этом дивном новом мире. Но уже поздно. Ты в ловушке. И в эту ловушку тебя загоняли почти 200 лет.
Удар идёт по нескольким фронтам одновременно. Неизвестно почему, стройматериалы сильно дорожают, частично из-за этого цены на недвижимость взлетают до неадекватного уровня. Ты либо снимаешь, либо берёшь ипотеку, которая превращает тебя в раба банка на ближайшие 30 лет.
Дальше дорожает всё остальное: продукты, машины, мебель. И вроде с телевизора тебе рассказывают про инфляцию в 4% и стремление к показателям в 3,4%, а зарплаты проиндексировали на целых 5%, но ты понимаешь, что что-то тут не сходится. Раньше у тебя оставались деньги на свои увлечения, теперь их нет. Нет ни денег, ни увлечений.
Вы обсуждаете это с другом и сходитесь на том, что цены всегда росли и ничего с этим не поделать, но чувство, что тебя обманывают, уже не уходит. И чтобы хоть как-то удержаться на плаву, ты должен бежать, и бежать в два раза быстрее, чтобы прийти хоть куда-то, в идеале в свою квартиру. И ты бежишь. Ты оставляешь на работе своё здоровье, свою жизнь, свои мечты.
На детей, естественно, времени нет, но и когда его найти, если вы с женой (если она вообще у тебя есть) работаете без перерыва и встречаетесь только на выходных, разве что заведете 1-2 после 30. Ты продаёшь своих детей ради лучшей жизни, как это делали несколько поколений твоих предков. Ты часть своей сделки выполнил, но выполнило ли государство свою часть? И всё ради чего? Ради квартиры, кредит на которую ты, возможно, никогда не выплатишь, машины, которая нужна только для того, чтобы быстрее добираться до работы, дерьмовой еды и туалета в квартире, а не на улице.
Тогда ты начинаешь надеяться на карьеру, которая позволит тебе выбраться из этой ямы, но, оглянувшись по сторонам, ты понимаешь, что по странному стечению обстоятельств у всех твоих друзей и знакомых твоего возраста с работой что-то «не идёт». Все работают по 10–14 часов на своих местах уже много лет, и вопросом о «перспективах карьерного роста» ты их можешь только оскорбить. А у них всех, как и у тебя есть высшее образование, и что-то оно не очень помогает. И в голову начинают лезть мысли: «Что-то тут не так, меня где-то обманули, но где и когда?»
Но уже поздно. Если ты в пятом поколении городской житель, то шансов вернуться в деревню у тебя почти нет. Да и какие деревни остались? Государство методично выкачивает из них всё живое: молодых, талантливых, перспективных. Остаются только старики, которые уже не могут вести хозяйство. Деревни умирают, а вместе с ними умирает и твоя мечта о свободе.
И вот ты сидишь в своей квартире, смотришь в окно на серый городской пейзаж и думаешь: «А что, если бы я сказал “нет” той сделке?» Но ответа нет. Поезд уже ушёл. Пора собираться на работу.
P.s
Еще можно порассуждать насчет того, что если крестьянин в Средневековье тратил на работу меньше времени, чем современный городской житель (а на минуточку, он содержал семью из 8–12 человек), то как можно было бы устроить жизнь в деревне сейчас, с нынешним уровнем развития технологий.
Например, я нашел таблицу за 2022 год, где показывается, что современная сельхозтехника производительнее средневекового крестьянина в среднем от 100 до 500 раз. Еще раз: сейчас одна машина с одним человеком делает столько же, сколько раньше делали 500 человек. То есть в современном мире человек в деревне теоретически может работать в 100–500 раз меньше, чем раньше, а раньше он работал меньше, чем человек в городе работает сейчас.
Даже если настолько производительная сельхозтехника доступна только агрохолдингам, всё равно с доступными технологиями можно построить в деревне настоящую утопию.
Тут ещё возникает вопрос о том, что если производительность выросла во столько раз, то продукты должны стоить просто копейки. И куда уходит вся эта прибыль? Понятно, что кому надо — туда и уходит, но не в таком же объёме.
Я ни разу не коммунист, но некоторые вопросы они ставят правильно. Каким образом при таком росте производительности труда, уровень жизни только падает? Что 500 лет назад человек работал за еду и одежду, что сейчас. Только он еще, продал своих детей, работает больше и получает еду в разы хуже.